VUCA мир

VUCA мир — это наш современный (с конца восьмидесятых годов и по настоящее время) мир, отличающийся нестабильностью, двусмысленностью, неоднозначностью. Собственно, аббревиатура VUCA — это четыре первые буквы английских слов:

Volatility — нестабильность

Uncertainty — неопределённость

Complexity – сложность

Ambiguity — двусмысленность

Подразумевается, что в нашу изменчивую эру информации больше невозможно опираться на чёткие ориентиры, нужно постоянно следить за ситуацией и оперативно на неё реагировать, уметь учиться новому и разучиваться, отказываясь от старых привычек.

Если говорить совсем простыми словами, концепция VUCA мира будет звучать так:

«Стабильность — миф, изменения — наша реальность».

VUCA мир

 

 

Возникновение концепции VUCA мира

VUCA концепция пришла к нам с запада, её авторство приписывают полковнику вооружённых сил США, доктору философии (PhD — Doctor of Philosophy, американский аналог нашего звания «кандидат наук»), специалисту в области поведенческих наук Стефану Гарросу. И сначала понятие VUCA мир (оно появилось в 1987 году) применялось для описания состояния стран после «холодной войны».

Под нестабильностью, изменчивостью (Volatility) в военных действиях подразумевалась сложность зафиксировать карту перемещения армий, наличие истребителей, атомных подводных лодок ввиду большой скорости и постоянной смены базирования всех этих объектов.

Неопределённость (Uncertainty) — невозможность точного прогнозирования ввиду наличия большого количества факторов, которые могут изменить ход событий.

Сложность (точнее,комплексность — Complexity) — это ситуация наличия огромного количества боевых единиц и трудностями с эффективным их управлением.

И наконец, неоднозначность, двусмысленность (Ambiguity) — повышенный риск получения дезинформации, искажения реальной картины событий и как следствие большая вероятность принятия неверного решения.

 

VUCA: вызов и стратегия выживания

Модель VUCA оказалась актуальна не только для военной сферы, но и для любой сферы нашей современной жизни. С конца восьмидесятых человечество вступило в новую эру — эру информатизации. Большинство процессов в политике, медицине, образовании, культуре и даже личных отношениях стало тесно связано с информационными технологиями. Компьютеры и смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни.

 

Изменчивость (Volatility) означает, что уже нельзя со всей уверенностью опираться на какие-либо данные, связанные с деятельностью человека, чтобы от них отталкиваться и двигать прогресс дальше. Делать это всё равно приходится (игнорировать информацию было бы глупо), но при этом больше иметь ввиду риски, которые продолжают увеличиваться.

Неопределённость (Uncertainty) говорит о невозможности делать точные предсказания относительно нашего будущего — слишком много неизвестных в исходных данных. Кроме того, даже малозначимое событие может привести к глобальным последствиям, что показала та же эпидемия коронавируса. Подобные труднопрогнозируемые и редкие событие, приводящие к значительным последствиям, получили название «Чёрный лебедь».

Сложность (Complexity) означает, что накопленной информации, технологий и порождённых этим факторов слишком много. Всё это начинает переплетаться, взаимодействовать, порождать новые тенденции, а следовательно новые проблемы. 

Двусмысленности (Ambiguity) в нашей жизни тоже становится больше. Виной тому даже не избыток информации, а бесчисленные варианты её интерпретации. И опираемся мы в жизни чаще не на достоверные данные, а на субъективное мнение касательно этих данных.

Изменение данных

Разработчики этой модели противопоставляют новый VUCA-мир, старому SPOD-миру, который был:

— устойчивым (Steady);

— предсказуемым (Predictable);

— простым (Ordinary);

— определённым (Definite).

Концепция VUCA подразумевает не только вызов, который делает нам современный мир, но и предлагает стратегии выживания в нём:

Видение (Vision) — нахождение точек соприкосновения между разными людьми с разными взглядами для создания команды, идущей к единой цели. Чтобы не уподобиться персонажам из басни Крылова «Лебедь, рак и щука», приходится вырабатывать единую картину мира.

Понимание (Understanding) — принятие того, что изменения неизбежны и необходимы.

Ясность (Сlarity) — избавление от всего лишнего для более точной прорисовки цели. А также глобальное видение результата и системное мышление.

Гибкость (Agility) — постоянный поиск новых путей решения проблем, улучшение процессов. Решительность действий и быстрая адаптация к меняющимся условиям.

 

Модель VUCA в бизнесе

Концепция VUCA мира хорошо подошла американским бизнес-гигантам. Для крупных корпораций идея о том, что стабильность больше невозможна и нужно постоянно следить за меняющимся миром и соответствовать ему оказалась очень актуальна.

Модель VUCA мира, возможно, и оставалась бы лишь интересной теорией, но рынок быстро стали завоёвывать вчерашние новички, да ещё и в тех областях, которые в начале века казались несерьёзными. Сегодня на вершине рыночной пищевой цепочки стоят такие компании как Google, Facebook, Apple, Netflix, Amazon. Это те, кто делал ставку на стремительное развитие цифровых технологий и не прогадал.

Цифровые технологии

Даже далёкие от цифровых реалий гиганты (от нефтедобытчиков до сельхозпроизводителей) поняли: стабильность — это смерть. Необходимо быть на волне и соответствовать происходящим изменениям. Что тут говорить, если даже наши «Сбербанк» и «Почта России», образцы закостенелого канцелярского мышления начинают проповедовать среди своих сотрудников философию VUCA мира.

Под новую реальность пришлось переписывать всю корпоративную философию. Помните строчки из типичного объявления о вакансии, ставшие клише: «требуется сотрудник: стрессоустойчивый, коммуникабельный, со знанием ПК»? Подобные качества стали в новом мире жизненно необходимыми — без них трудно представить современного офисного работника в любой организации.

VUCA менеджмент предлагает следующие правила жизни в новом мире — опять же четыре стратегии по первым буквам аббревиатуры:

Ценности (Values): формирование корпоративных ценностей, целой культуры (или даже религии) внутри компании. Ценности призваны мотивировать сотрудника к ответственности, продуктивности, инициативности, ориентации на результат. Ценностный подход строится на благородных целях служения общему делу. Такая нематериальная мотивация значительно повышает эффективность работы.

Я проработал больше пяти лет в транспортной компании. Начиная с уровня маленькой местечковой организации, за эти годы она стала одним из лидеров мирового рынка транспортных услуг. Уверен, что во многом это произошло благодаря настойчивому внедрению ценностей. Помню как часто на собраниях руководители словно мантру повторяли, что целью компании является улучшение представления о качестве услуг в России.

Понимание (Understanding): понимание поведения людей в стрессовых ситуациях и под влиянием больших нагрузок. В VUCA-мире покой всем только снится и компании нужно всегда быть готовой к встряске. Каждый сотрудник должен иметь навык работать в условиях постоянного стресса. А руководству в свою очередь нужно знать психологию сотрудников и иметь чёткое представление о том, как работает вся эта система.

Уверенность и Коучинг (Confidence and Coaching): уверенность в себе и компании и коучинг как источник этой уверенности. Компания в VUCA мире становится не просто местом работы. Это также школа, в которой все, от рядовых сотрудников до руководителей, постоянно учатся, повышают свою профессиональную компетенцию. Коучинг — это и обучение, и командообразование (тимбилдинг).

В вышеупомянутой компании, где я работал, бизнес-тренинги проводились не реже раза в месяц. Причём учились все: рядовые менеджеры осваивали тайм-менеджмент и навыки деловых переговоров, каждый отдел проводил свои собственные бизнес-игры, руководители собирались на стратегические сессии, где также выполняли различные задания, придуманные коучем.

Гибкость (Agility): быстрота и гибкость выполнения задач. Крупные проекты разбиваются на конкретные задачи, те — на подзадачи, затем на дела с чётко прописанными сроками выполнения (дедлайнами). Бюрократизм и формализм порицается — сотрудник прежде всего должен выполнить свои задачи на отлично, проявить инициативу, если нужно. Твердолобое выполнение инструкций ради отчётности в ущерб качеству не приветствуется.

Нужно понимать, что вся эта бизнес-философия — уже некая спекуляция корпораций в связи с новыми реальностями. Гиганты бизнеса стремятся оставаться на плаву, соответствовать новому времени и по всем правилам капитализма эффективнее эксплуатировать сотрудников. Концепция VUCA отлично для этого подходит: работники чувствуют себя частью целого, готовы работать больше и лучше на благо компании.

Так что концепция VUCA-мира в бизнесе дополняется выгодными для хозяев корпораций идеями. Например, в рамках этой концепции часто говорится, что мечты обывателя о собственном доме на берегу моря, лёгкого и прибыльного заработка без вредного начальника — это вирусы, от которых нужно избавляться. А равняться нужно на ценности, данные компанией и стараться верно ей служить.

Ещё западные источники любят сравнивать концепцию VUCA с концепциями буддизма. Например, находят много общего между новым безумным миром и понятием Сансары, приплетают необходимость здорового пофигизма как аналог избавления от страстей и желаний. Мне кажется это притянутым за уши и попыткой синтезировать бизнес-стратегию с модой на восточную философию.

Концепция VUCA мира

Итак, VUCA-мир — это не просто модель, это уже реальность. И ясно, что в этой новой реальности нужно вырабатывать новые правила жизни. Но я бы советовал не углубляться в дебри и интерпретации этой концепции, а просто взять на вооружение мысль об иллюзии стабильности и необходимости изменений.

__Поделись статьёй в социальных сетях:__

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.