Error!
Не путайте слово «инсайт» со словом «инсайд». Это разные понятия! Об инсайде можете прочитать здесь.
Термин происходит от английского слова insight, которое переводится как внезапная догадка или понимание сути. В психологии используется с 1925 года. Идея инсайта родилась в ходе опытов с обезьянами, которые проводил немецкий психолог Вольфганг Келлер. Исследователь предположил, что обучение у животных происходит не только способом проб и ошибок, но и методом качественной переработки информации, позволяющей создать нечто принципиально новое.
Обезьян помещали в клетку, высоко вне досягаемости подвешивали еду, в стороне клали длинную палку. После нескольких неудачных попыток достать до еды животные прекращали прыгать, садились и рассматривали пространство клетки. Через некоторое время они брали палку и успешно сбивали ей пищу, то есть убеждались, что старый способ не сработает, догадывались о существовании другого варианта, после чего успешно применяли его на практике.
Озарение настолько неуловимо и непредсказуемо, что кажется, как будто его невозможно изучить и проанализировать. Однако специалистам давно удалось это сделать. На основании наблюдений за поведением обезьян Келлер выделил три этапа инсайта:
Еще раньше французский математик Анри Пуанкаре писал про инсайты, рассматривая озарение при занятиях точными науками, вне привязки к психологии. Ученому удалось выделить 4 этапа озарения. Современные специалисты дополнили и расширили формулировки Пуанкаре с учетом актуального понимания принципов работы человеческой психики:
В психологии слово инсайт означает момент, когда человек вдруг видит мотивы и закономерности собственного поведения, узнает про себя нечто важное, что ранее было скрыто в глубинах бессознательного. Выделяют два типа инсайта:
С учетом этого деления можно сказать, что в психологическом инсайте опора на интеллект – важная, но не единственная. Мышление в психологии эффективно не само по себе, а когда выполняет интегративную функцию, объединяя знание и эмоции в единое целое. Именно такое единство обеспечивает истинное понимание себя.
Вместе с тем, нельзя считать инсайт окончательным результатом психологической работы. Если вспомнить пример с опытом Келлера, становится очевидно, что обезьяна добыла пищу не потому, что придумала взять палку, а потому что взяла ее и сбила еду, то есть реализовала свой инсайт на практике. Так и в психологии – озарение важно, без него невозможно развитие и познание себя, но за озарением должно следовать действие, то есть, изменение привычного поведения с учетом внутренней готовности и наличия необходимых ресурсов.
Инсайт в маркетинге имеет два значения. Первое – близкое к классическому. Так называют этап мозгового штурма при разработке рекламной кампании, во время которого создателю приходит в голову нечто внезапное, неожиданное, спонтанно возникшее. Второе используется в словосочетании «потребительский инсайт». Это определение означает основную, но не озвученную и зачастую неосознанную причину покупки.
Простой пример… Человек хочет купить новый айфон и утверждает, что основным побудительным мотивом является улучшенный интерфейс или расширенный функционал. Но на самом деле, модный девайс приобретается ради повышения самооценки, для удовлетворения потребности почувствовать себя успешным и получить подтверждение этой успешности в виде зависти и восхищения друзей и знакомых.
Потребительский инсайт не случайно считается мощным двигателем рекламной кампании. Маркетолог, которому удастся определить истинные мотивы покупки рекламируемого предмета, получает возможность воздействовать сразу на два канала восприятия – сознательный и бессознательный. При воздействии на первый канал в рекламе будут показаны популярные фактические преимущества предмета. При воздействии на второй канал в рекламном ролике будут ненавязчиво отражены узнаваемые приметы успешности.
Существуют определенные правила, по которым формируется потребительский инсайт:
И, наконец, хороший инсайт в рекламе говорит о вечном. О том, что волновало и продолжает волновать людей во все времена. На поверку это всегда оказывается важнее пусть внешне ярких, но сиюминутных желаний и стремлений.
Инсайты – неотъемлемая часть научного познания мира. Он лежит в основе множества открытий, в том числе известных любому школьнику. Кто не слышал о таблице химических элементов, которая приснилась Менделееву? А знаменитая «Эврика!» Архимеда, благодаря которой мы узнали о гидростатическом законе, или яблоко, подтолкнувшее Ньютона к открытию закона всемирного тяготения?
Это – лишь небольшая часть огромного количества научных инсайтов. Пытливый мозг, решающий важную задачу, не успокоится, пока не найдет ключ к разгадке. Порой – даже если обладатель этого мозга на уровне сознания уже потерял надежду найти решение или отвлекся на другие дела.
Собственно прозрение – это практически мгновенный процесс. Можно сказать, что время инсайта составляет доли секунды. Только что человек чего-то не понимал – и вдруг в его сознании родилось нечто принципиально новое. Но подготовка к озарению порой занимает немало времени. У клиентов психологов инсайты случаются далеко не на каждом сеансе, между двумя прозрениями порой проходят недели и месяцы. Маркетологи, стимулируемые сроками подготовки рекламных кампаний, проводят в поисках инсайтов часы и дни, порой – безуспешно. А у ученых главный инсайт может рождаться годы, иногда – почти всю жизнь.
Ни один исследователь не даст гарантию наступления озарения при соблюдении определенных правил, потому что инсайт – сродни творчеству. Тем не менее, прозрение рождается по законам, хорошо известным не только психологам, но и людям, которым по призванию или роду занятий приходится постоянно стимулировать собственное бессознательное для поиска нестандартных решений. Вот эти законы:
Человеческая психика полна парадоксов, инсайт – не исключение. Порой мы чего-то не получаем именно потому, что слишком сильно этого хотим. Чрезмерное желание обрести инсайт может привести к появлению так называемого ложного озарения – варианта, который выглядит, но не является настоящим решением.
Так что не стоит зацикливаться на поиске ответа и истощать себя. Все приходит вовремя, в том числе – инсайты.
Благодаря ложных воспоминаниям мы можем "помнить" события, которые никогда с нами не происходили. Более того,…
Суть заниженной самооценки в том, что человек впитывает негативные установки по поводу своего места в…
В русскоязычном пространстве слово "инсайд" и фраза "инсайдерская информация" означают одно и то же. В…
Чтобы стать идеальным собеседником, стоит для начала понять, в чём именно для вас заключается этот…
VUCA мир - это наш современный мир с его нестабильностью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью. Концепция…
Систематическая ошибка выжившего - одна из когнитивных ошибок, то есть тех, что совершаются нами в…