ПУТЕШЕСТВИЯ

На велосипедах по Горному Алтаю

Три месяца назад вернулся с путешествия по Горному Алтаю. И, знаете, это было круто. Да, Горный Алтай славится красотой и является одним из самых потрясающих мест в России. Но незабываемой поездка стала не только поэтому. Дело в том, что путешествие это мы совершили втроем на велосипедах, пройдя по Чуйскому тракту в общей сложности аж 536 км. К тому же везли с собой параплан, на котором на протяжении путешествия состоялось несколько полётов, что сделало эту поездку настоящим приключенческим проектом, который мы пафосно назвали «Алтай — 500».

Подготовка

Стоит сразу сказать, что я не являюсь любителем велосипедных прогулок. Да, у меня есть велик, катаюсь иногда на нём до ближайшего парка, но чтобы совершить многодневный поход — для этого не было никаких навыков.

В этом году я вернулся к увлечению парапланеризмом (несколько лет назад даже получил спортивный разряд по этому виду спорта). А мой друг, опытный летун, Виталя взялся в этом деле помочь. Надо сказать, что этот парень — экстремал до мозга костей, увлеченный множеством адреналиновых активностей  от парашютизма до скийоринга (это катание на лыжах с веревкой за авто или мото-транспортом). По скийорингу он, кстати, стал чемпионом Сибири и звездой ютуба и телевидения. Вот, например, видеоролик, набравший кучу просмотров, где он в роли Деда Мороза катается на лыжах за мотоциклом:

Этот парень (реально  — без шуток!) научился кататься на велосипеде раньше, чем научился ходить, и велосипед для него — настоящий товарищ по жизни. Этот отважный и по-хорошему сумасшедший человек и стал инициатором поездки.

В этой затее его поддержали двое — я и моя жена Маша. На наш отсутствующий опыт в велопутешествиях и незнание технических моментов Виталя только отмахнулся: первое наработаем, а во втором можем положиться на него как на бывалого технаря. Что мы и сделали — вся техническая сторона поездки ядействительно была на нём.

А вот физической подготовкой пришлось вплотную заняться ещё за пару месяцев до самого мероприятия. Сначала мы проехали 80 км. из дома в Новосибирске до нашей дачи. Поездка заняла почти весь день, мы безумно устали (хотя ехали почти без груза!). Но через неделю повторили эксперимент — на этот раз умудрились не только доехать до пункта назначения, но ещё и вернуться в тот же день обратно — то есть сделали целых 160 км. Потом было ещё несколько тестовых поездок (каждая где-то по 70 км.) уже с экипировкой.

Экипировке, кстати, пришлось уделить большое внимание. Нужно было покупать специальные велоштаны (рюкзаки, которые надeваются на багажник велосипеда), в которых перевозится основная масса груза – провизия, одежда, спальные мешки, палатка и т.д. Ну и, конечно, кучу мелочей, от фонариков и габаритных огней до велоинструментов. Главная задача: всего по-минимуму, ведь вес в дороге напрямую влияет на скорость. В среднем получилось по 12-15 кг на каждого.

 

Начало путешествия: Новосибирск – Барнаул – Манжерок

Мы наметили маршрут, начальной точкой которого был назначен город Бийск (Алтайский край), а конечной – населенный пункт Акташ (республика Горный Алтай). До Бийска из Новосибирска решили добираться на электричках с двумя пересадками. Правда, кое-что не учли. Дело в том, что велосипеды мы везли с собой в неразобранном состоянии – как есть.

Начало путешествия: в шесть утра на вокзале «Новосибирск Главный»

В новосибирских пригородных поездах это было вполне допустимо – там мы всегда стояли в тамбурах и никому из пассажиров не мешали. Трудность возникла после крайней пересадки в Барнауле. Оттуда до Бийска ходят так называемые поезда повышенной комфортности, а на деле составы всего лишь с тремя вагонами  и очень узкими тамбурами.

В Барнауле на такой поезд мы купили по три билета на себя и на велосипеды в один вагон, получив на это согласие от продавщицы в кассе. Но, когда со всем скарбом мы подошли к вагону, проводница ужаснулась и стала названивать коллегам.

Наши велосипеды всё-таки распределили по трём нерабочим тамбурам и мы благополучно доехали. Однако билеты были сфотографированы на смартфон, информацию о трёх «особо опасных» велосипедистах передали вышестоящему руководству. Таким образом, предполагаемая обратная поездка на электричках была под вопросом.

Но об обратном пути думать было рано – нас больше беспокоила дорога до Акташа. И, пожалуй, только по прибытию в Бийск (нашу стартовую точку) мы начали осознавать, какую авантюру затеяли. Затарившись продуктами питания на ближайшие пару дней в супермаркете, мы отправились в путь.

Настрой наш был предельно серьёзным – мы сразу задали себе высокий темп. И весомую часть пути преодолели довольно быстро.

На границе Алтайского края и республики Горный Алтай

Всего за 1,5 дня, проехав около 130 км., переночевав в палатке, мы были уже на территории республики Горный Алтай – в посёлке Манжерок.

Впрочем, эти полтора дня по впечатлениям были как неделя. Нет – до реальных красот Горного Алтая ещё далековато. Но ночная езда (чуть ли не половину пути преодолели ночью) под звёздами, висящими буквально над головой, — это захватывало дух. Для перекуса и чаепития останавливались на обочине, что тоже было довольно психоделично.

С другой стороны, напряжение, скорость, нервозность первого времени пути не заставили ждать последствий: при подъезде к Манжерку нас немного мутило, мышцы ныли и вообще все мы на взводе.  Пару раз я вообще не справился с управлением, улетев на край обочины и упав с велосипеда (благо в дальнейшем таких инцидентов больше не возникло). Путешествие только началось, но жизнь уже совсем не казалось мёдом.

Благо, Алтай не давал нам себя почувствовать одиноко и во враждебной среде. На протяжении всего пути одобрительно сигналили братья по духу – байкеры и автомобилисты. Местные жители без проблем разрешали набирать воды (делали мы это довольно часто – при интенсивных физических нагрузках тело требовало много жидкости, а воду из рек и ручьев из санитарных соображений мы договорились не пить). Да ещё не второй день посчастливилось встретить Виталиных старых друзей на мотоциклах «Урал».

Пользуясь случаем, попозировали на мотоциклах «Урал»

Вторая ночевка была у друзей в Манжероке. Хозяин базы – давний приятель нашего заводилы-экстремала, с которым он совершил немало подвигов, включая зимние парапланерные заброски на мотоциклах с гусеницей.

Здесь мы позволили себе перевести дух, переждать жару, как следует отдохнуть, выспаться,  поесть, принять душ.

Кстати, кто хочет побывать в Манжероке, но не решается на экстремальное путешествие, подобное нашему, может легко забронировать жильё — гостиницы в Манжероке радуют выбором.

 

Манжерок – Шебалино

На следующий день стартовали ближе к вечеру и гнали уже не так сильно.  Да и ехать столь стремительно, как это было в начале пути, стало попросту невозможно: асфальт здесь был значительно хуже – попадалось куча мелких камней, много приходилось ехать в гору. К тому же я всё чаще стал криво вести велосипед – возможно, сказывалось накопившееся напряжение и усталость, оставшиеся со мной несмотря на небольшой отдых.

Здесь начались уже настоящие красоты Горного Алтая. Правда, останавливаться, чтобы ими полюбоваться и пофотографировать, когда ты и так с трудом разогнался на груженом велосипеде – не вариант.

Ближе к ночи усилился ветер и начал лить дождь. С собой у нас были плащ-палатки, вот только скорости и комфорта они явно не добавляли: приходилось постоянно их поправлять, ниже пояса всё равно порядочно заливало, а благодаря ветру складки надувались словно паруса. Мокро, ветрено, холодно…

В этот день, хоть мы и ехали около 8 часов, продвинулись вперёд лишь  на 34 км. Уже в темноте прибыли в населенный пункт Камлак – здесь наш гид собирался поутру залезть на гору и слететь на своём спидглайдере. Он был здесь не впервой и пытался найти знакомое место для ночлега в палатке. Однако было очень темно, вовсю продолжал лить дождь. Потоптавшись с велосипедами по грязи вдоль берега реки Сема и так и найдя нужного места, всё-таки разбили лагерь и отправились спать.

К утру распогодилось. Позавтракав, мы перешли к «культурно-развлекательной» программе. Вдоволь покупались в речке. Конечно, как в случае с любой рекой в горах Алтая, полноценным купанием это назвать трудно. Несмотря на жаркую погоду, вода ледяная. Да и зайди в воду, едва держась за камни и сопротивляясь могучему течению, можно разве что по пояс. Но всё равно, есть в этом огромный кайф. Бодрит!

Наш летун, взяв с собой спидглайдер, отправился покорять ближайшую гору, удачно с неё слетел и полез во второй раз.

Но к тому времени, как он снова очутился на вершине, погода ухудшилась: набежали тучи и пошёл дождь. Чтобы крыло не промокло, Витале пришлось спешно искать укрытие. Кое-как пристроившись под поваленным деревом, он принялся пережидать дождь, время от времени переговариваясь  с нами по рации. И всё-таки второй раз, переждав непогоду, слетел.

Во второй половине дня снова отправились в путь. На этот раз прошли около 50 км. Дорога нам по-прежнему давалась с трудом и мы сетовали на путешественников-велосипедистов, которые красочно описывали у себя в блогах и в роликах на ютубе, как это легко и здорово путешествовать на велосипедах по Алтаю. Ехать приходилось в основном в гору. Асфальт был хоть и лучше, чем в нашем родном Новосибирске, но всё же совсем не казался гладким и ровным. Даже с горки было ехать затруднительно.

Заночевали за посёлком Шебалино. Это довольно большой населенный пункт –пришлось ехать почти час, пока не проехали его полностью, чтобы забраться на холмы за пределами и поставить палатку.

На следующий день решили никуда не ехать. Весь день лил дождь и мы остались  в палатке. Закончились припасы еды и воды, так что вылазку в Шебалино до ближайшей колонки и местного супермаркета всё же пришлось сделать.

Хотя с водой мы немного поэкспериментировали: попробовали собирать дождевую с крыши палатки и полиэтиленового мешка — даже получилось 🙂 .

Собираем дождевую воду с палатки

Да и без магазинной еды не пропали бы: в лесу неподалеку мы нашли огромные заросли малины, собрали её и наелись вдоволь. Но конечно в таких походах всегда хочется чего-то вкусного – на природе разыгрывается аппетит, а организм требует восполнения потраченной энергии.

Так что на протяжении этой поездки мы, стараясь экономить, всё же довольно часто брали сладкое: халву, печенье, сгущенку, джем. Пару раз за путешествие взяли вареники, сосиски, куриные яйца. Основной рацион составляли гречневая и овсяная каши – их довольно легко готовить с помощью кипятка. Воду и еду разогревали на газовой горелке прямо в палатке.

 

Шебалино – Семинский перевал – Хабаровка

Восполнив силы, на следующий день мы были готовы пройти гораздо большее расстояние. Как минимум в планах стояло преодолеть самую высокую точку Чуйского тракта – Семинский перевал (почти 2000 метров над уровнем моря). Стояла ясная погода, дождя не предвиделось.

Относительно легко прошли тридцать с лишним км от места ночлега до начала перевала. Дальше пришлось слезть с великов и идти пешком – уж больно крутой подъем. Впрочем, смотря для кого крутой: вот члены сборной России по велоспорту (на вершине перевала находилась их база) всё время проезжали мимо нас туда-обратно. Казалось, что вверх они едут почти с такой же большой скоростью, как и вниз. Наш проводник еле как успел перекинуться парой слов с одним из велосипедистов и передать привет знакомой спортсменке.

Мы же даже пешком шли очень медленно. И умудрились ещё в начале подъема дважды проколоть колесо. Благо, наш техник, как и предполагалось, взял с собой необходимый инвентарь и тут же совершал ремонтные работы.

Наш гид работает, а я бессовестно отдыхаю : )

Когда встали с проколотым колесом второй раз, к нам подъехали англичане на мотоциклах и спросили, не надо ли помочь.

Мотопутешественники из Англии

Мы немного с ними поболтали и даже по их просьбе оставили на мотоциклах свой автограф.

Мотоцикл с автографами

Вообще этому подъему сопутствовал ряд интересных встреч. Помимо спортсменов и иностранцев, нас встретил человек, у которого три дня назад в поселке Майма мы брали воду в дорогу. Тогда оказалось, что он частенько бывает в Новосибирске, а его жена, как и мы, увлекается парапланеризмом. Сегодня же он ехал куда-то отдохнуть за перевал, а тут снова мы : )

Через несколько часов с трудом, но всё же достигли вершины. Здесь расположились кафешки и сувенирные лавки. Чуть подальше – база олимпийского резерва и канатная дорога, которая в этот день не работала. Мы передохнули пару часов, поели чебуреков, зарядили гаджеты в одном из придорожных кафе и отправились дальше.

А дальше кайф – крутой спуск вниз. Здесь наши велики словно превратились в мотоциклы – знай держись за руль и следи за дорогой. Ну, и дави на тормоза, иначе разгонишься под сотню и слетишь с трассы при малейшей осечке.

Но, что удивительно, после Семинского спуск продолжался и продолжался. Крайне редко приходилось идти в гору. Перевал уже остался далеко позади, а мы всё спускались и спускались. Мы шутили, что, похоже, погружаемся вглубь Земли, и уже начали пугаться того, как нелегко придется тем же путем возвращаться обратно.

После Семинского перевала: едем дальше

На полном расслабоне за несколько часов мы проехали 70 км. Часть – уже традиционно после наступления темноты: машин гораздо меньше – ехать с габаритниками и фонариками спокойнее. И необычнее: ночью ощущаешь себя какой-то точкой в бесконечном звёздном пространстве. Есть только ты, крохотный промежуток освещенного пространства, тёмные текстуры гор, полей, рек и звёзды.

Фотографии, которые мы пытались делать в темноте, этой магии, конечно, не передают:

Ночью где-то на Чуйском тракте

Дорожные огни

Заночевали неподалеку от села Хабаровка, снова взобравшись с велосипедами на холмы рядом с дорогой.

Каждый раз на новом месте после разбивки лагеря в темноте было очень странно поутру. Ночью окружающая местность представляется совсем не такой, какой оказывается при свете дня.

Разбудили нас вопли сусликов, коих здесь в изобилии и громкое чавканье пасущихся рядом с палаткой коров.

Коровы рядом с нашей палаткой. Хабаровка (Чуйский тракт)

Снова жаркий день. Перед тем, как выдвинуться в путь, мы искупались в речке Малый Ильгумень.

Река Малый Ильгумень

Я купался прямо в одежде, но буквально через полчаса на солнце она была уже сухая.

 

Чике-Таман – Чибит

Впереди был ещё один знаменитый перевал Алтая – Чике-Таман. Снова слезли с велосипедов и начали долгий и крутой подъем.

Указатель на Чике-Таман

Начинаем подъем на Чике-Таман

Тяжелый путь скрашивал великолепный вид, открывавшийся по мере приближения к вершине.

Подъем на Чике-Таман: вид с трассы

Фото на фоне гор (ближе к вершине Чике-Тамана)

Парковочная площадка на вершине перевала Чике-Таман

После отдыха и перекуса наверху (здесь тоже множество небольших закусочных и сувенирных лавок) – стремительный спуск.

Тут ребятам пришлось меня ждать: во время спуска я проколол колесо и добрую половину пути вниз шёл пешком. Кроме того, выяснилось, что, яростно тормозя, я напрочь стер тормозные колодки. Благо, наш гид-технарь их быстро заменил.

Дальше появилась ещё одна проблема – оказалось, что на большом участке трассы отсюда и до финальной точки ведутся дорожные работы: трассу расширяют, кладут новый асфальт. С учетом палящего днем солнца, к вечеру он не успевал засохнуть и прилипал к обуви во время каждой остановки. А при наступлении темноты было очень просто съехать на перекопанный неготовый участок дороги.

И всё же довольно бодро проехали ещё несколько десятков километров мимо населенных пунктов Купчегень и Малый Яломан. С последнего днем открывается отличный вид на Катунь, но мы ехали уже в темноте и заценить не смогли.

Заночевали недалеко от села Иня. С утра уже по традиции, пережидая жару, провалялись – пробездельничали в палатке. Стартовали к обеду, когда стало попрохладнее. Правда, начал дуть сильный ветер, время от времени лил дождь и мы с трудом проехали несколько километров.

После села сквозь ветер послышалась английская речь. Оказалось, нас догнали две велопутешественницы. Поговорили: выяснилось, что они из Швейцарии и в дороге уже с мая месяца (а дело было в августе)! Проехали пол-Европы, Иран, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан и держат путь в Китай через Монголию.

Сфотографировались со швейцарскими велопутешественницами

Мы, до этого момента гордившиеся, что преодолели несколько сотен километров, почувствовали себя неудачниками перед девушками, сделавшим на велосипедах более пяти тысяч километров.

Немного поговорив с нами и обсудив экипировку, они отправились дальше в поисках подходящего места для ночлега. Мы же устроили небольшой пикник, переждали сильные порывы ветра и поехали следом.

Дальше нас ждал подъем на гору. По дороге (не только в этот день) было множество интересных мест, в которых бы стоило задержаться (исторические и природные памятники: водопады, пещеры с петроглифами, древние стелы), да и просто очень живописные места, которые было бы здорово пофотографировать. Но приходилось беречь силы: после резкой остановки не так-то просто снова разогнаться. Поэтому зачастую приходилось проезжать на полном ходу кучу мест с потрясающим видом. В этом минус велопутешествия

Ещё тридцать с лишним километров изматывающей дороги. Здесь чувствовалось, что места довольно глухие: уже на протяжении нескольких десятков километров не было связи, а населенные пункты, которые мы проезжали, были совсем небольшие и внешне производили плачевное впечатление.

Местечко Белый бом. Мотыльки.

Остановились чуть дальше местечка Белый бом рядом с памятником водителям Чуйского тракта. Поднялись на возвышенность, поставили палатку и велосипеды за небольшим холмом. Было уже поздно. Только собрались поужинать и улечься спать, как неподалеку послышался рев мопедов, звуки музыки. В общем, за соседним холмом расположилась местная алтайская молодежь и гуляла ночь напролет.

Нас вроде бы не заметили, но заснуть удалось только к утру, когда все разъехались по домам.

С утра наш парапланерист приметил отличную гору для полёта и отправился на вершину. Через несколько часов он стартовал и очень эффектно пролетел мимо памятника.

Пролет мимо памятника на спидглайдере

Осмотрели памятник вблизи. Этот монумент поставлен в благодарность шоферам, принявшим участие в тяжелом освоении Чуйского тракта.                           

Немного попозировал на фоне открывающегося вида:

Перекусили яишницей с сосисками и диким луком, добытым нашим парапланеристом с вершины горы:

Наш гид в растаманской шапке готовит обед

К трапезе присоединился кузнечик:

Погоняли меня по наземной подготовке с парапланом (с гор я на протяжении этой поездки не летал — маловато опыта):

Наземная тренировка с однослойным парапланом

Выдвинулись опять ближе к вечеру.

Чуйский тракт. 30 км. после места слияния Чуи и Катуни

Спасаясь от жары, перед выездом искупались в Чуе (30 км. назад мы прошли место её слияния с Катунью).

Река Чуя

Купались в одежде – это было ошибкой: стоило солнцу сесть, как стало холодно и пришлось срочно переодеваться и утепляться.

Между тем, до финиша оставалось не так уж много. Следующий пункт путешествия – посёлок Чибит. До него чуть больше 50 км. И опять нас ждал нелегкий путь по перекопанной дороге (здесь во всю продолжался ремонт, постоянно встречались светофоры, призванные урегулировать поочередное движение по одной оставшейся полосе).

Здесь населенных пунктов не встречалось – только отдельные домишки и пустующие туристические базы.

 

Чибит – Акташ и обратный путь

В Чибите на базе Кочевник (здесь в основном тусуются любители сплавов по Горным рекам) нас приютили знакомые друзей – и следующие сутки мы провели там, осуществляя зарядку гаджетов, ремонт оборудования и просто отдыхая.

Турбаза Кочевник в Чибите: место тусовки сплавщиков

Вид на Чую (Чибит)

Моё напряженное, усталое, но довольное лицо к концу двухнедельной поездки : )

И здесь наш летун совершил ещё один полёт на спидглайдере.

Идёт на посадку

До поселка Акташ – предполагаемого финального пункта путешествия, из которого мы должны были двинуться в обратный путь, оставалось немного.

На Чуйском тракте в районе Акташа

Собственно, и добрались мы до него довольно быстро. Заскочили в местный супермаркет. Рядом с ним красовался кофейный ларек с охранявшей его козой : ) :

Коза «охраняет» кофейную будку

За Акташом уже хорошо были видно заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта:

Снежные вершины гор вдалеке

Здесь располагалась долина с кучей туристических баз. Там мы должны были остаться на пять дней, чтобы наш гид мог вволю налетаться на крыле.

Но на нашего славного гида что-то нашло и он, обладающий фотографической памятью, просто проехал мимо этой долины, которую знал как свои пять пальцев. Мы сразу поняли, что что-то не так, но перечить не стали.

В итоге – уехали от нужного места на нескоько десятков километров, доехав почти до Курайской степи 🙂

Въезд в Кош-агачский район

Всё-таки поняв, что совершили ошибку, остановились на берегу Чуи и, решив в этот день не возвращаться, разбили лагерь в живописном месте с видом за заснеженные вершины. Поболтали с остановившимся коллегой–велопутешественником из Красноярска, развели костёр, поужинали. Я пошаманил с хомузом и попел горловым пением – Алтай всё-таки 🙂

Наш костёр

Следующий день выдался пасмурный, но нашего летуна это не остановило и он снова отправился на ближайшую гору. Сверху открывается отличный вид на Чую, которая здесь выглядит как подкова.

Изгиб реки Чуи, похожий на подкову

Просто горы

К нашей компании тут присоединились пара байкеров из Екатеринбурга – пообщались с нами и покатались рядом на квадроцикле.

Дальше события развивались стремительно. В связи с усилившимся ветром нашего парапланериста снесло на деревья, он повредил крыло и товарищам-байкерам пришлось помогать снимать его с дерева. Ремонт в полевых условиях осуществить не представлялось возможным, а погода в ближайшие дни по прогнозам только ухудшалась. Кипишу навел также невесть откуда взявшийся алтаец на мотоцикле, решивший, что кто-то из мотопутешественников потоптал его посевы, и искавший виновников.

В общем, мы оперативно собрали вещи и поехали обратно. Переночевали как раз в той долине, в которую должны были попасть вчера и мимо которой проехали. Утром был туман.

Рядом с палаткой паслись лошади

А на следующий день, напросившись к нашим новым друзьям-байкерам, как раз отправлявшимся в Екатеринбург через Новосибирск, разобрали и загрузили велосипеды в кузов, и сев в автомобиль, с комфортом отправились домой.

Довольно необычно было созерцать все те места, которые мы проехали на великах, из салона автомобиля. По дороге переночевав в палатке в районе Бийска, к вечеру следущего дня мы уже были дома.

Путешествие получилось неоднозначным. Легким и приятным его назвать было точно нельзя. С другой стороны, это было действительно круто – по сути целый экстремальный проект, который мы втроем самостоятельно осуществили.

А вот такие замечательные стихи написала Маша под впечатлением от путешествия:

Смотрите слайд-шоу из фотографий и видеозаписей с поездки:

 

Спасибо за внимание и счастливых путешествий!

 

 

__Поделись статьёй в соцсетях и мессенджерах:__
Evgeniy Pinigin

View Comments

  • Запоминающееся путешествие вы совершили, а фото просто Класс! Как имного красивых мест в России и узнаёшь это посещая такие сайты.

Recent Posts

О ложных воспоминаниях

Благодаря ложных воспоминаниям мы можем "помнить" события, которые никогда с нами не происходили. Более того,…

1 год ago

Как поднять себе самооценку — пошаговая инструкция

Суть заниженной самооценки в том, что человек впитывает негативные установки по поводу своего места в…

2 года ago

Инсайд

В русскоязычном пространстве слово "инсайд" и фраза "инсайдерская информация" означают одно и то же. В…

3 года ago

Как стать интересным собеседником

Чтобы стать идеальным собеседником, стоит для начала понять, в чём именно для вас заключается этот…

3 года ago

VUCA мир

VUCA мир - это наш современный мир с его нестабильностью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью. Концепция…

3 года ago

Ошибка выжившего. Что это?

Систематическая ошибка выжившего - одна из когнитивных ошибок, то есть тех, что совершаются нами в…

3 года ago