Про Буддизм

Буддизм появился в 1 в. до н.э. В Индии это религиозно-философское учение называлось «Дхарма» — совокупность основных идей Буддизма, перечень норм и правил, следуя которым можно достичь просветления.Период расцвета религия пережила в Индии, однако сегодня она распространилась по всему миру (особенно велико число последователей в Азии и на Дальнем Востоке, Шри-Ланке, Бутане). Более 800 млн. человек исповедуют Буддизм. Почему же философия Дхармы так популярна? Почему учение, зародившееся III тыс. лет назад, до сих пор остается актуальным? Ответы мы найдем, когда обратимся к основным идеям Буддизма.

Буддизм

История возникновения Буддизма

Причины появления

В VI в. до н.э. общество Индии переживало социально-экономический и культурный кризис.

Господствующей религией на тот момент был брахманизм – вероучение, принесенное в Индию захватчиками-ариями, было основано на священных текстах – «Ведах», которые представляли собой сборник древних гимнов и заклинаний. Религия закрепляла деление общества на 4 замкнутые варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые две категории, к которым в основном относились арии, фактически правили Индией, вайшьи и шудры (коренные индийцы) были бесправны, а прижизненный переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

К VI в. до н.э. наряду с архаичным порядком устройства общества стали появляться новые формы взаимодействия между людьми: частная собственность, институт рабства. Воинов-кшатриев постепенно заменила постоянная армия, началось имущественное и культурное расслоение в варнах вайшьи и шудр, которые прежде были однородными. Постепенно разлагалась большая патриархальная семья, со временем человек обрел большую самостоятельность и уже не чувствовал себя защищенным перед новыми общественными явлениями. Переход от родовой общины к соседской требовал и появление новой организации общества, подрывал авторитет прежней власти.

В тот же период в Индии появилось множество аскетов, которые с помощью различных практик искали утраченное ими и обществом чувство психологического комфорта. Они активно противостояли существующему порядку, и их протест вызывал симпатии людей. К наиболее талантливым проповедникам стали прислушиваться все чаще.

Основатели и последователи нового вероучения в были сконцентрированы в среднем течении Ганга. Именно здесь активно говорили о своих идеях учителя, секты и мудрецы. Наиболее успешным из множества новых течений оказался Буддизм.

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда)

Ученые полагают, что за легендой о великом основателе Буддизма стоит реальный человек, но фактически о нем мало что известно. Предание гласит, что создателем философии Дхарма стал аристократ из рода Шакья – «принц» Сиддхартха из рода Гаутама. Он родился в районе 563 г. до н.э (или, по подсчетам европейских ученых – ок. 623 г. до н.э.) и прожил 80 лет. Еще при рождении он имел все признаки великого правителя или великого философа.

До 29 лет Сиддхартха жил во дворце и не знал о страданиях, которые испытывают люди в мире. Отец окружил юношу роскошью и богатством, однако принц чувствовал, что материальные блага не должны быть главной целью существования.

Только на тридцатом году будущий пророк выбрался за границы дворца и повстречался с нищим стариком, больным человеком, впервые увидел труп и побеседовал с отшельником. Так принц узнал о существовании голода, болезней, старости, смерти. Аскет рассказал Сиддхартхе о пути самопознания, на котором можно постичь причины всех человеческих страданий и избавиться от них. Принц в 29 лет оставил семью, дом и все, что имел, он встал на путь избавления от страданий.

Следующие несколько лет жизни Сиддхартха пытался приобщиться к уже существующим духовным практикам, но ни путь йогической медитации, ни суровые практики аскетов не помогли ему достичь цели. Тогда принц отправился в странствие на поиски собственных ответов. В роще, неподалеку от Гайи, он сел под деревом фикуса, которое теперь называют «деревом Бодхи» и решил не сходить со своего места, пока не достигнет просветления.

Согласно легенде, медитация продолжалась 49 дней. После интенсивных размышлений Сиддхартха выработал собственную философско-нравственную концепцию, достиг «Просветления» (соответственно, «Будда» переводится как «Просветленный»). Это случилось, когда принцу исполнилось 35 лет. Новая концепция оказалась очень убедительной, отвечала запросам общества. Скоро Будда обзавелся большим количеством последователей.

Важно понимать, что идеи Сиддхартхи не были совершенно новыми: молодая философия активно использовала термины брахманизма и разработанный предками религиозный язык – санскрит. Идеи Будды зачастую являлись переосмыслением концепции брахманизма.

Новая религия лучше, чем брахманизм, соответствовала новому устройству общества и духовным потребностям людей. Она не ставила между людьми этических и сословных преград, напротив, делала всех равными перед мировым законом, и благодаря своей универсальности быстро распространилась по Южной Азии.

В III в. до н.э. правитель крупнейшего в Индии государства, Ашока, объявил себя покровителем буддийских монахов и защитником их вероучения. Этот шаг позволил царю одержать победу над местными элитами и укрепить свою империю.

Примерно в 250 г. до н.э. состоялся третий буддийский собор в г. Патне. На нем впервые были определены каноны новой религии. Были утверждены «Три драгоценности» Буддизма (учитель, учение и религиозная община — сангхи), роль наставника – основателя философии – стала ключевой.

Приспособления нового культа к местным традициям проходило легко, так как Буддизм не придавал большого значения обрядности, а канонический пантеон можно было легко дополнить местными святыми.

Будда

 

Священная книга Буддизма

Трипитака (в переводе с санскрита «Три корзины») – главная книга в философии Дхарма, созданная в VIII вв. до н.э. Долгое время учение передавалось только в устной форме. В 80 г . до н.э., в связи с угрозой утери текстов, один из монахов Шри-Ланки записал их на пальмовых листьях. Сейчас в мире существует несколько версий Типитаки, имеющих самое разное содержание.

Священная книга состоит из трех разделов:

  1. Виная-Питака содержит предписания, согласно которым должна существовать монашеская община – сангхи (277 правил поведения для монахов, 250 – для монахинь).
  2. Сутта-Питака – сборник почти 10 тыс. сутр (кратких цитат, в которых описаны почти все аспекты религии).
  3. Абхидхамма-Питака – свод философских трактатов. В отличие от двух предыдущих текстов, в которых излагается практический путь к Просветлению, третья часть посвящена теоретическому анализу основных положений Дхармы.

Основные идеи Буддизма

Согласно Буддизму, основу жизни составляют нематериальные частицы – дхармы. Комбинируясь друг с другом, они образуют «потоки». От комбинаций частиц зависит судьба всего материального, что существует на земле (камни, растения, человек). Сочетания дхарм могут и распадаться – так наступает смерть. Однако частицы не исчезают, а объединяются снова, но иначе. Новое сочетание зависит от поступков человека в прошлой жизни: происходит новое рождение в соответствии с законом кармы. Бесконечная цель перерождений называется «колесом жизни» или «сансарой». Основная суть, цель Буддизма, состоит в том, чтобы прервать бесконечный круг перерождений. Принципиально новое состояние, которое возникает после выхода из колеса сансары — «нирвана». Человек, достигая ее, больше не чувствует страданий и достигает полного спокойствия, слияния с космическим абсолютом, Буддой, и сам становится «просветленным».

Основные понятие Дхармы

  1. Сансара – символ вечного движения, совокупность всех миров, которые непрерывно трансформируются. Изменчивость – основная характеристика всего, что существует в мире, поэтому сансару изображают в виде непрерывно вращающегося колеса.
  2. Реинкарнация напрямую связана с Колесом Жизни. Все существа имеют как временное, смертное тело, так и вечное – бессмертное. Оставляя одно вместилище, существо переходит в другой мир, чтобы в очередной раз выполнить свою миссию, получить новые навыки.
  3. Бардо – особое состояние, период между смертью прежнего тела и перерождением души. Различают шесть этапов:
  1. Бардо Умирания — время от начала смертельной болезни или получения серьезной травмы до отделения ума от тела. В этот момент важно то, как человек переживает агонию. Ксли в течение жизни он следовал учению, то сумеет сохранить контроль над телом и разумом, а хорошая карма облегчит страдания.
  2. Бардо Дхарматы – период вне времени. После того, как ум прекращает получать и обрабатывать сигналы физического тела, он переходит в изначальное состояние покоя.
  3. Бардо Рождения – в это время происходит формирование предпосылок к перерождению: от появления неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Жизни – вся жизнь человека от зачатия до смерти.
  5. Бардо Сна – время глубокого отдыха без сновидений.
  6. Бардо Концентрации – состояние медитативного сосредоточения.

d) Карма – одно из ключевых понятий Буддизма, связанное с процессом перерождения. Термин имеет два значения:

— совокупность поступков человека, их результат (который в дальнейшем влияет на реинкарнацию)
— закон причинно-следственных связей, согласно которому происходят все изменения Сансары (никакое движение Колеса Жизни не случается без причины).

e) Нирвана – главная цель всех живых существ.
— свобода от желаний, страданий, привязанностей
— выход из круга перерождений.

 

Как достичь Нирваны?

В момент «Просветления» Сиддхартхе Гаутаме открылись «4 благородные истины», которые и составляют основу всего учения:

  1. Дукха («жизнь — это страдание»);
  2. Самудая («причина страданий – наши желания»);
  3. Ниродха («от страданий можно избавиться, если «погасить» желания»);
  4. Магга («для этого необходимо следовать восьмеричным путем Будды»).

 

Путь Буддизма

Выйти из круговорота вечных перерождений помогает чистая карма. В Буддизме четко определен перечень поступков, которые определенным образом влияют на карму:

Ухудшают

Улучшают

  1. Убийство
  2. Воровство
  3. Прелюбодеяние
  4. Ложь
  5. Клевета
  6. Оскорбление
  7. Жадность
  8. Недоброжелательность
  9. Невежество
  10. Легкомысленная речь
  1. Великодушие
  2. Нравственные поступки
  3. Индивидуализм
  4. Радость за успехи других
  5. Слушание дхарм
  6. Распространение дхарм
  7. Оказание услуг
  8. Почтительность
  9. Следование правильному учению
  10. Медитация

Основные течения в Буддизме

Дхарма никогда не была единой религией. Почти сразу после смерти Сиддхартхи Гаутамы его последователи организовали разные кружки и течения. При всем разнообразии вариантов данной религии, существующих сегодня, можно выделить два противоположных течения.

 

Тхарваведа, или «Учение старейших»

Создана после ухода Будды в Нирвану примерно в 80 г. до н.э. Ее главная книга – палийская Типитака – была одним из первых письменных фиксаций основных положений Буддизма.

У Тхарваведы есть и другое название – «Хинаяна», что переводится как «Малая колесница». Это название появилось в кругах последователей течения, противоположного «Учению старейших» по взглядам – «Махаяны». Оно носило скорее уничижительный характер, поэтому на сегодняшний день считается некорректным.

Последователи этого течения считают, что поздние нововведения исказили слова основателя, поэтому придерживаются положений исключительно своего, древнего текста.

Согласно философии Тхарваведы, способ достичь просветления только один: повторить земной путь Будды. Для этого нужно разорвать все мирские связи и стать монахом. Согласно учению, каждый человек сам должен отыскать собственный путь к спасению через многочисленные, длительные религиозные практики.

Махаяна, или «Северный Буддизм»

Название течения переводится как «Большая колесница». Оно возникло примерно в конце I в до н.э. в Индии, и оттуда распространилось на азиатские страны: Вьетнам, Непал, Корею, Тибет. Подход к достижении. Нирваны в Махаяне противоположен доктрине Тарваведы.

Главное отличие «Северного Буддизма» от «Малой колесницы» в том, что просветления может достичь каждый, и принятие монашеского пострига вовсе не обязательное условие.

Идеалом считается не Будда, достигший Нирваны, а тот, кто постигает просветление на благо всех живых существ. Такого человека называют Бодхисаттвой. Целью пути становится не Нирвана, а непосредственно достижение Просветления. И, наконец, Будда в понимании последователей Махаяны не является человеком: он – метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, обретшая людской облик.

В свою очередь Махаяна – не единое вероучение. Сегодня она существует в двух вариантах:

  1. Тибетский и Монгольский вариант (канонические тексты на тибетском языке).
  2. Дальневосточный вариант (основан на идеях китайского буддизма, канонические тексты на китайском языке, распространена в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее) .

 

__Поделись статьёй в социальных сетях:__

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.