О ложных воспоминаниях

Ложные воспоминания – это явление психики, когда человек «помнит» события, которые с ним никогда не происходили. Разберёмся, почему подобное происходит, с чем этот феномен связан, что о нём говорят ученые, как отличить истинные воспоминания от ложных.

Ложные воспоминания

Несовершенство человеческой памяти

Думаю, если покопаться в памяти, каждый найдёт хотя бы одно ложное воспоминание. У меня их минимум два — это те, в истинности которых я был убеждён долгое время, но однажды «разоблачил» с помощью простого сопоставления фактов. Например, я помню, что когда я был совсем маленький, мы с родителями поехали отдыхать на море. В сознании всплывают картинки: я сижу в бунгало и рисую карандашами на газете, потом играю в пятнашки, в это время в кастрюле с помощью кипятильника греется вода. И это действительно было. Также отчётливо помнил, как потом мы проходили мимо танцевальной площадки на набережной и я слышал там песни из первого альбома группы «Любэ». А вот этого быть не могло, поскольку альбом вышел только через несколько лет. Судя по всему, это ложное воспоминание из какого-то сна, где мой мозг воспроизвёл картинки того периода, но добавил к ним другие элементы.

Учёный-биолог и борец со лженаукой Александр Панчин в своей книге «Защита от тёмных искусств», которую я рекомендую почитать и к примерам из которой я ещё обращусь, рассказывает об одном своём ярком и тревожном детском воспоминании. Это была встреча с настоящим монстром, напоминающим огромный подсолнух, с большими чёрными глазами, жёлтым клювом, лапами-стеблями. Повзрослев, автор понял, что это был всего лишь сон. Возможно, Александр стал бы в итоге не учёным, а мистиком и эзотериком, если бы в своём ложном воспоминании он столкнулся бы с инопланетянином или, скажем, бесом.

Как возникает процесс запоминания? Головной мозг непрерывно перерабатывает информацию о внешнем мире при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Образы в коре мозга не исчезают бесследно, они сохраняются в течение длительного времени и при определённых условиях могут проявиться вновь. Память – ни что иное как способность к сохранению, накоплению и воспроизведению прошлого опыта, в который, кстати, входит не только реальная деятельность, но и то, что происходит во сне.

По времени устойчивого хранения информации различают кратковременную и долговременную память. Первая позволяет удерживать увиденные образы, ощущения и мысли около минуты. Этого достаточно, чтобы запомнить имя человека, его номер телефона, марку автомобиля. Вторая отвечает за более продолжительные воспоминания. Без долговременной памяти мы вряд ли бы смогли создать и поддерживать цивилизацию, поскольку были бы существами, живущими одним мгновением.

По другим критериям выделяют такие виды памяти как:

  • двигательная – позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить движения;
  • образная – особенно развита у художников, благодаря ей мы запоминаем картины природы и человеческого быта, а также звуки, запахи, вкусы;
  • эмоциональная – память на чувства и душевные переживания;
  • словесно-логическая – запоминание и воспроизведение собственных мыслей, высказываний других людей, понятий; благодаря этому виду памяти мы способны запоминать учебную информацию.

В процессе психологической обработки полученных сведений из окружающего мира иногда происходят сбои, возникают расстройства памяти. Периодически память подводит даже здоровых людей. Мы забываем дома нужную вещь, возвращаемся на полпути домой, чтобы проверить, выключен ли газ, не можем вспомнить имя нового сотрудника. Снижение памяти чаще происходит из-за переутомления или перенесенного стресса. Стоит отдохнуть, выспаться, наладить режим дня и все приходит в норму.

У пожилых людей сужаются сосуды головного мозга, это приводит к нарушениям памяти. Ослабление процессов запоминания и воспроизводства информации наблюдается при травмах, опухолях и инфекционных заболеваниях головного мозга, эпилепсии, алкоголизме, гипотиреозе, витаминной недостаточности. Чтобы улучшить память таких пациентов, приходится проходить медикаментозное, а иногда и хирургическое лечение. Существуют также упражнения, направленные на развитие памяти. Например, положить перед собой десять предметов, перечислить их вслух, затем накрыть чем-нибудь. После этого постараться назвать все предметы в правильной последовательности. Полезно также учить наизусть стихи и иностранные слова, ходить по квартире с закрытыми глазами.

Формирование ложных воспоминаний: откуда они берутся, почему возникают

Итак, ложные воспоминания – это результат несовершенства нашей памяти. Нередко можно наблюдать, как два человека пережившие одно и то же событие, по-разному о нем рассказывают. Причем никто из них не лжет преднамеренно. У человека в разном возрасте воспоминания об одном и том же событии отличаются. Например, пятилетний ребенок упал с велосипеда. Через пять минут он будет рассказывать об этом своим близким, как он упал и ушибся, что ему больно. В десять лет, вспоминая об этом событии, ребенок забудет какие-то детали своего падения, может исказить их, неосознанно придумать то, чего не было.

Воспоминания со временем реконструируются. Каждый раз, вспоминая какую-либо ситуацию, человек будет подстраивать ее под свои убеждения.

Наглядный пример парамнезии: девочка-подросток вспоминает свою поездку на море в дошкольном возрасте. Она рассказывает, как радостно плескалась в воде и не хотела из нее выходить. Но ее родители точно помнят, что она испугалась волн и не хотела заходить в море, плакала, когда ее пытались окунуть. Память девочки стерла отрицательные эмоциональные переживания и заменила их положительными. Возникли «милые ложные воспоминания», подчеркивающие бесстрашие ребенка перед морской стихией.

Воспоминания о море

Кстати, во время моего с родителями отдыха на море, о котором я рассказывал в начале, произошёл один значимый случай: меня унесло волной и я чуть не утонул. Родители не раз рассказывали впоследствии об этом инциденте. Однако я его не помню совершенно: похоже, мозг просто вытеснил из памяти этот эпизод.

Откуда еще берутся ложные воспоминания?

Неразвитая память в раннем детстве

У детей в возрасте до трёх лет лобные доли мозга развиты недостаточно. Малыши не могут целиком и надолго запоминать всю информацию. Иногда в памяти сохраняется лишь фрагмент события. Поэтому воспоминания взрослого человека, который утверждает, что его в детстве, например, похитили, часто оказываются ложными.

Шокирующие события, психологические травмы

В судебной практике нередко рассматривают случаи давних преступлений. Повзрослевшие женщины вспоминают, что их в детстве изнасиловали, но они боялись признаться в этом родителям. Они называют имя насильника, описывают неправдоподобные подробности. Феномен ложной памяти здесь имеет психологическую природу. Женщины рассчитывают на жалость, на осуждение преступника. Но чаще всего такие дела заканчиваются не в пользу истиц. Например, женщина утверждала, что ее в школьном возрасте изнасиловал учитель физкультуры. Однако в ходе следствия было выяснено, что учитель с таким именем и фамилией проживал в те годы в другом городе и работал в ином учебном заведении. Жертва преступления перепутала не только обстоятельства произошедшего, но и человека, причинившего ей зло.

Подобных случаев много в практике Элизабет Лофтус, когнитивного психолога из США. В своей лекции на площадке TED она рассказала об одном из них, закончившемся весьма печально. Мужчину задержали по подозрению в изнасиловании девушки, которая путешествовала автостопом. Последняя вначале, глядя на фотографию предполагаемого преступника, заявила, что он похож на злодея больше всего. В дальнейшем её показания становились всё более категоричными вплоть до «Это абсолютно точно он». Мужчину признали виновным и отправили в тюрьму. Затем оказалось, что преступление совершил другой человек. Несправедливо осуждённый же мужчина был освобождён, но потерял семью, работу и все сбережения. Он собирался судиться, но умер в возрасте тридцати пяти лет от сердечного приступа, вызванного стрессом.

По оценке американской общественной организации «Проект невиновности», которая занимается оправданием невинно осуждённых преимущественно с помощью тестов ДНК, около пяти процентов осуждённых в США не совершали преступлений, за которые оказались в тюрьме. Если учесть, что многие тяжёлые преступления (покушения на убийство, нанесение телесных повреждений, разбойное нападение, грабёж) связаны с психологической травмой у потерпевшего, ошибки неудивительны.

Воспоминия о нападении

В научно-популярном фильме 1971 года производства СССР «Я и другие» показан ряд социально-психологических экспериментов. В одном из них перед изумлённой аудиторией студентов происходит инсценировка нападения: в зал вбегает несколько человек, одни стреляют в воздух, другие «похищают» лектора. Вернувшись, последний просит очевидцев воспроизвести произошедшие события. Студенты дают самые разные противоречивые показания по поводу того, кто во что был одет, кто каким оружием владел, как нападавшим удалось увести лектора и сколько их вообще было. Кто-то из студентов даже «опознал» в одном из нападавших дежурного сотрудника милиции. В 2010 году российский канал «ТВ-3» сделал «римейк» этого фильма, повторив большую часть экспериментов, в том числе с нападением на лектора. Результат тот же. Многие энтузиасты, в том числе Александр Панчин, также пробовали повторить инсценировку. Почти всегда большинство свидетелей сильно ошибалось — как минимум по поводу количества нападавших.

Ложные воспоминания часто становятся средством самозащиты. Человек не желает воспринимать какие-либо трагические события, произошедшие в реальности. Некоторые люди искренне верят, что их близкие на самом деле не умерли, а продолжают жить в другом городе или другой стране.

Искусственные ложные воспоминания

Психологи давно заметили, что если людям постоянно внушать одни и те же абсурдные мысли, они начинают казаться правдивыми. Ложные воспоминания можно внушить. Например, если человек стал свидетелем аварии на дороге. У него спрашивают: «Были ли у машины разбиты фары?» Он отвечает утвердительно, хотя фары на самом деле остались целыми. В самом вопросе содержится подсказка, как нужно отвечать.

Впечатлительные люди на допросах могут признаваться в преступлениях, которые не совершали, подробно рассказывать о вымышленных убийствах и ограблениях. Обстановка допроса и наводящие вопросы следователя порождают у них ложные воспоминания с убежденностью в их реальности.

На сеансах групповой психотерапии у испытуемых можно сформировать коллективную ложную память. Например, если внушать всем пришедшим людям, что они любят какое-либо блюдо, то они начнут его чаще готовить. Не исключено, что раньше они были к этому блюду равнодушны.

 

 

В эксперименте Элизабет Лофтус добровольцам демонстрировали видеоролики про автокатастрофы и просили их сказать, с какой скоростью двигались автомобили. При этом в одном случае озвучивалось, что они столкнулись, в другом, что вдребезги разбились. Оказалось, что оценка зависела от постановки вопроса, а не от реальной скорости движения. Когда добровольцу говорили о более тяжких последствиях, он указывал большую скорость.

В ещё более обескураживающем эксперименте Лофтус родственники подростка вступили в сговор с экспериментаторами и внушили ему ложные воспоминания таким образом: они рассказали мальчику о трёх реальных событиях из его детства и одном вымышленном. В последнем он якобы потерялся в торговом центре и был возвращён пожилым мужчиной. Подросток должен был как можно подробнее рассказать обо всех четырёх событиях, ничего не выдумывая. Через пару недель он оценил все случаи по шкале правдоподобности. Ложное событие стало по его мнению самым правдоподобным. Более того, он рассказал о нём множество подробностей, включая то, во что был одет спаситель. Когда же подростку сказали, что случай с потерей в торговом центре — выдумка, он не мог в это поверить. Эксперимент с похожим результатом был повторён с другими людьми. В некоторых случаях ложное воспоминание также казалось добровольцам более правдоподобным.

Ложную память о тех или иных событиях формируют СМИ. Это явление называется «эффектом Манделы» по имени южноафриканского политика Нельсона Манделы. Многие жители западноевропейских стран считали, что он умер в тюрьме. Так передавали в то время с экранов телевизоров. На самом деле, политический деятель вышел на свободу и даже стал президентом ЮАР.

Ложные воспоминания, возникшие в результате заболеваний мозга

Эпизодические ложные воспоминания, как правило, не влияют на повседневную жизнь человека. Если они возникают часто и мешают взаимодействию с другими членами общества, говорят о синдроме ложной памяти, который требует вмешательства специалистов.

У людей с различными мозговыми нарушениями могут наблюдаться:

  • псевдореминисценции – это смещение в памяти времени событий. Человек, переживший в далеком прошлом какие-либо события, утверждает, что они были недавно;
  • контабуляции – события из прошлого переносятся в настоящее и дополняются фантастическими рассказами. Например, человек рассказывает, что он пошел в лес и его похитили инопланетяне;
  • криптомнезии – фантастические мечты. Например, человек прочитал какую-либо художественную книгу или просмотрел фильм. После этого он начинает считать себя героем произведения и жить в собственном иллюзорном мире;
  • фантазмы – выдуманные, совершенно нелепые события кажутся реальными.

Таким образом, ложные воспоминания могут появиться при определенных условиях у здоровых людей и у тех, кто страдает какими-либо нарушениями деятельности мозга.

Наука ложных воспоминаний

Ложные воспоминания – до сих пор малоизученный феномен психики. Исследования ложной памяти ученые начали проводить относительно недавно.

Впервые о феномене ложной памяти заявил французский психолог и психотерапевт Пьер Жане в конце XIX века. Он их рассматривал как проявление невроза. В это же время австрийский и немецкий психотерапевт и криминалист Рихард Райфт-Эбинг продемонстрировал сеансы гипноза, на которых его пациенты воспроизводили свое детство. Это явление он назвал возрастной регрессией. Среди ученых сразу же возникли споры. Некоторые соглашались с тем, что люди вспоминали реальные события ранних лет, другие же замечали много неточностей в рассказах пациентов, говорящих о том, что их воспоминания были ложными.

Большой вклад в развитие современной теории о ложной памяти внесла уже упомянутая когнитивный психолог Элизабет Ф. Лофтус.

Называя себя учёными, внедрением ложных воспоминаний активно пользуются так называемые специалисты по регрессивному гипнозу, официально отнесённому к лженауке. Они помогают доверчивым клиентам «вспомнить» события из прошлых жизней, где те были как правило значимыми персонами: королями, жрецами, великими воинами.

Реальные исследования, связанные с человеческой памятью и человеческим мозгом вести довольно трудно. Ведь хирургическое и биологическое вмешательство опасно и даже противозаконно. И часто приходится полагаться на показания добровольцев-подопытных, которые субъективны в принципе.

Однако учёным удалось провести успешные эксперименты по внедрению ложной памяти даже у животных. Лауреат нобелевской премии японец Судзуми Тонегава в 2013 году осуществил один из них. Он вместе с коллегами с помощью генной инженерии заставил активные нейроны в области мозга мышей, связанной с памятью, создавать белок, чувствительный к свету. Воздействуя на клетку с таким белком светом определённой длины волны, её можно активировать.

Грызунам вводили специальный препарат, который подавляет синтез этого белка, так что перед началом эксперимента клетки были по сути обычными. Таким образом экспериментаторы сначала помечали активные нейроны мозга мышей, находящихся в камере, а затем выпускали животных. Далее посредством вживлённого оптоволокна освещали область, которая отвечает за узнавание места, и одновременно били грызунов током. Благодаря свету, нейроны снова активировались и в них успевал синтезироваться светочувствительный белок. Это должно было привести к тому, что грызуны снова ощутили бы себя в камере и связали бы такое ощущение с ударом тока. Так и вышло: мыши стали бояться места, в котором находились ранее, хотя в прошлом никакого негативного воздействия типа удара тока они там на самом деле не испытывали.

Нейроны, отвечающие за воспоминания

В другом эксперименте похожим образом Тонегава внедрил грызунам позитивные воспоминания. В этот раз помечались нейроны, которые были активны во время взаимодействия самцов с самками. В стрессовой ситуации на мозг мышей воздействовали светом и это уменьшало вызванное стрессом поведение.

Дежавю как вариация ложных воспоминаний

Иногда с людьми происходят странное на первый взгляд явление: им кажется, что какие-то события в их жизни уже были. Например, путешественниками совершенно новое место воспринимается как хорошо знакомое. Такой феномен называется «дежавю». Это слово в переводе с французского языка означает – «уже виденное». Его ввел в употребление французский психолог Эмиль Буарак.

Приступы дежавю чаще бывают у молодежи в возрасте 16-18 лет с недостаточным жизненным опытом. Новые события и ощущения их пугают неизвестностью, а ложная память защищает подсознание. Поэтому юношам и девушкам кажется, что со всем новым они когда-то в жизни сталкивались.

У людей старшего возраста возникновение дежавю связано с ностальгическими воспоминаниями о прошлом. Ощущение «уже виденного» служит механизмом защиты от печальных жизненных реалий.

Ложные воспоминания во сне как один из способов формирования ложной памяти

В 2017 году научный журнал «Нейропсихология» опубликовал следующее исследование. Учёные предположили, что сон играет немалую роль в формировании ложных воспоминаний. Они провели экспериментальное исследование. Группе хорошо отдохнувших студентов, не употреблявших кофеина, показали 10 написанных на карточке слов. Затем часть группы отправили спать в комнате с затемненными окнами, на удобных кроватях. К мозгу каждому участника подключили полисомнографическое устройство, которое регистрировало активность мозга. Исследователи убедились, что все испытуемые спали, а не лежали с закрытыми глазами.

Другую часть группы оставили бодрствовать, предложили посмотреть документальный фильм.

После сна или просмотра фильма студентам вновь показали написанные на карточках слова, среди которых были новые. Всех участников попросили определить, какие слова им произносили ранее, а какие нет. После сна испытуемые чаще ошибались, чем те, которые бодрствовали и смотрели фильм.

В судебной практике следователи также отмечают, что человек сразу после сна часто дает ложные свидетельские показания, принимая их за истинные.

Таким образом, человек после сна значительно чаще искажает поступающую в мозг информацию, воспроизводит с ошибками прошлый опыт.

Как отличить истинные воспоминания от ложных

Длительное время ученые считали, что ложные воспоминания практически нельзя отличить от реальных, хранящихся в человеческом мозге. Единственный метод проверить их – найти доказательства произошедших событий. Позднее исследователи обратили внимание на имеющиеся различия. Психологи и психотерапевты заметили, что истинные воспоминания люди пересказывают уверенно. При воспроизведении же ложных событий допускают больше пауз в речи, каждый раз добавляют новые детали.

Разрабатываются и инструментальные методы выявления ложных воспоминаний. В 1986 году советские исследователи Н.П. Бехтерева и В.Б. Гречихин зарегистрировали у людей с ложной памятью замедление физиологических процессов в зонах таламуса и хвостатого ядра. Это явление они назвали детекцией ошибок. Зарубежные ученые Пенсильванского университета отслеживали на энцефалографе гамма-волны в мозге у людей с настоящими и ложными воспоминаниями. Результат показал, что разница довольно существенна.

Получается, самостоятельно отличить ложные воспоминания от реальных крайне трудно. Но опытные специалисты способны это сделать с помощью наблюдения за поведением и электроэнцефалографических исследований.

Александр Панчин предлагает такой способ защиты от неординарных фантомных воспоминаний вроде похищения инопланетянами, при этом подчёркивая, что его использование совсем не гарантирует успех:

    • Воспользуйтесь разными способами пробуждения памяти о значимом событии. Представьте, как бы вы отреагировали, если бы оно произошло с вами сейчас. Спросите себя, почему ваша реакция была другой (если это так) в тот момент;

    • Оцените, насколько яркое ваше воспоминание. Странно, если необычное, из ряда вон выходящее событие вы помните смутно;

    • Используйте собственные знания и информацию из других источников. Проверьте, например, соответствует ли обстановка в комнате, откуда вас «похитили», реальной обстановке на тот момент.

Отличия ложных и истинных воспоминаний

Итак, ложные воспоминания — это сложное явление, связанное сразу с несколькими видами памяти. От ложных воспоминаний никто не застрахован. Они могут быть присущи как психически здоровым людям, так и тем, кто страдает психическими заболеваниями. Ложную память можно внушить не только человеку, но и животному. Причём иногда фальшивка может восприниматься правдоподобнее реальных фактов. Чтобы не стать жертвой обмана или самообмана, используйте критическое мышление и проверяйте информацию всеми доступными способами.

Успехов в саморазвитии!

__Поделись статьёй в соцсетях и мессенджерах:__

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.