Учение Карлоса Кастанеды: в чём суть?

Суть учения Кастанеды выразить парой фраз непросто. Я прочитал все его книги (некоторые не по одному разу), неоднократно успешно применял описанные там практики. И на вопрос «В чём суть?» свой ответ, конечно, дам. Также разъясню основные понятия учения этого великого писателя. Только нужно иметь ввиду, что произведения Кастанеды многослойны и многогранны, любые выжимки будут являться упрощением.

Учение Кастанеды

Просто магия

Если вы хотите простых понятных ответов, то проще будет сказать, что учение Карлоса Кастанеды — это передача магических знаний и умений, суть которых заключается в постижении Неведомого.

Но сам Карлос Кастанеда до такой степени никогда не упрощал.

Учение подробно изложено в книгах этого автора, главными героями которых являются сам Карлос и его учитель — индеец-шаман дон Хуан. Собственно, учение Кастанеды — это на самом деле учение дона Хуана. На протяжении действия всех книг автор является именно учеником — и далеко не самым понятливым и способным.

Трудность как раз в том, что воспринимать знания дона Хуана с позиции обывателя, руководствуясь привычной логикой и стереотипами, нельзя. Всё, чему учит дон Хуан — магия в чистом виде, для разума она непостижима. Это не кидание огненными шарами и не превращение камня в золото — никакой материальной цели она не имеет. Можно сказать, что это магия ради магии. Нет, не так, это магия ради Свободы — в самом широком и даже запредельном понимании этого слова. 

Далее немного моих рассуждений на тему правдивости книг Кастанеды, список книг в хронологическом порядке и краткое их содержание. Если же вы хотите получить краткую выжимку из учений Кастанеды, переходите сразу к главе «Основы учения».

 

Правда или нет?

Неизвестно, был ли дон Хуан на самом деле. И если был, насколько правдиво всё сказанное о нём в книгах. Ведь там он — могущественный шаман, способный делать вещи совершенно невозможные. Ему даже смерть удаётся обмануть.

Кастанеда постарался всех запутать — невозможно точно описать события его собственной биографии, невозможно подтвердить или опровергнуть сам факт его путешествий в Южную Америку, где в основном и происходило всё действие. А личность дона Хуана тем более остаётся неуловима для искателей правды.

Я, как и многие скептики, склонен думать, что Кастанеда — один из самых больших мистификаторов всех времён и народов, которому удалось выдумать и в подробностях описать мир магии, всерьёз и надолго завладев умами миллионов людей. Тысячи и тысячи последователей проповедуют его учение, применяют практики, описанные в книгах. Карлос Кастанеда, однозначно, вписал своё имя в историю.

Сложность для тех, кто стремится докопаться до истины, заключается ещё и в том, что книги его — это не беллетристика, это не сказка, которую хочется с благоговением слушать и в которую хочется верить. Независимо от того, в каком переводе вы будете читать книги Кастанеды, вы увидите сложный, сумбурный язык. Это больше всего похоже на документалистику, на реальные записки человека, который на протяжении долгого времени сталкивается с непостижимым, стремится этим непостижимым овладеть. Кажется, что всё написано невероятно честно — наружу лезут все комплексы, заморочки, страхи автора.

Подробные (иногда довольно нудные) описания магических практик, смысл которых автор сам до конца понять не может, детальное описание ощущений во время этих практик — всё это это трудно было просто «выдумать».

Мне видится, что это сродни поэзии. Я знаю талантливых поэтов, которые способны в состоянии потока писать красивые, сложные стихи. В них могут мелькать слова, которые автор даже и не знает. Реально, одна моя знакомая пишет отличные стихи, но их смысл она сама порой узнаёт только тогда, когда заглядывает в интернет, чтобы «расшифровать» написанное. Там могут мелькать слова из мёртвых или редких языков.

Есть ещё такое явление как ченнелинг, когда люди с помощью своего мозга общаются с существами из нематериального мира, которые могут надиктовывать целые тома своих мыслей как бы без участия самого человека.

Как я говорил, в последнее время я стал скептиком и я сказал бы, что все эти тексты приходят откуда-то из параллельных миров, но скажу лишь, что возможностей собственного мозга мы до сих пор не знаем, а он способен на многое. И даже «выдумывать миры» — это далеко не предел.

Есть те, кто утверждает, что всё описанное — просто запечатленные на бумаге галлюцинации, явившиеся следствием употребления психоделических веществ. Но это говорят либо те, кто совсем не читал эти книги, либо читал только самые первые— под названием «Учение Дона Хуана» (1968 г.) и «Отдельная реальность» (1971 г.). Там автор действительно описывает употребление вещества мескалина, добываемого из кактуса под названием «Пейот». Но в тех же книгах неоднократно упоминалось, что для Кастанеды это были своего рода «костыли», которые ускоряли процесс вхождения в изменённое состояние сознания, но без которых вполне можно было бы обойтись.

Взгляд скептиков на жизнь Карлоса Кастанеды в фильме BBC:

 

Книги

Здесь приведу список книг Карлоса Кастанеды по порядку —в той хронологии, в которой они были изданы изначально и дам краткое описание.

«Учение Дона Хуана» (1968 г.)

-пожалуй, самое сложное для восприятия произведение Кастанеды.

Если вы хотите ознакомиться с его учением, но у вас нет желания пробираться через дебри
смыслов и долгих странных описаний, НЕ начинайте с этой книги.

 Вообще, по моему мнению, лучшая книга для начала знакомства
с Кастанедой— это девятая книга серии: «Искусство сновидения».

Интересно, что «Учение» является диссертацией по антропологии, что легкости в чтении явно не прибавляет.

Автор, будучи студентом Калифорнийского университета в поисках информации о лекарственных растениях знакомится с индейцем из племени Яки доном Хуаном Матусом. Через год дон Хуан говорит автору о том, что обладает магическими знаниями и о том, что выбрал Карлоса своим учеником.

Собрав весомую часть материала с рассказов шамана,автор понимает, что единственный путь к истинному постижению Знания — переживание магической реальности. Этот путь ведёт к обретению Силы. Одни из помощников в этом —так называемые «союзники», некие магические сущности, вступая во взаимодействие с которыми. Воин (человек, вставший на путь магии) постигает эту новую реальность и обретает Силу.

«Отдельная реальность» (1971 г.)

Автор оказывается не готов к принятию новой реальности, которая совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Написав первую книгу, Карлос старается забыть всё, что пережил. Но через пару лет после последних событий, описанных в предыдущей книге, он всё-таки возвращается.

Начинается следующий этап магического обучения. Карлос проходит повторную инициацию. Нас знакомят с новым персонажем — ещё одним шаманом, другом дона Хуана, доном Хенаро. Весомая часть книги посвящена умственным процессам, связанным с «видением» — одной из сверхспособностей, которой обучают автора. Карлос наблюдает за так называемой «пейотной церемонией» вступает в дискуссию с доном Хуаном и его родственниками (забавно, что многие из них считают шамана просто сумасшедшим старцем). Они говорят о магии и других вещах —даже о политике. Дон Хуан знакомит Карлоса с одни из ключевых понятий его учения — с Контролируемой Глупостью.

Эта книга во многом повторяет уже описанное в предыдущей — для Кастанеды это довольно типично. Он часто возвращается к сказанному и рассматривает это немного с других углов.

«Отдельная реальность», ровно как и первая книга, новичку покажется очень трудной для восприятия.

«Путешествие в Икстлан» (1972 г.)

Название книги — это аллегория, которую рассказал автору дон Хенаро. Икстлан в его рассказе — это родина, на которую пытается вернуться маг, приобретший Знание. Но оказывается, что возвратиться к прежнему образу жизни, став другим человеком, уже невозможно. Находиться в старой картине мира, общаться с обычными людьми, теперь кажущимися призраками, становится совершенно неинтересно.

В книге описываются стадии Пути Воина — мага, охотящегося за Силой. В её поисках Карлос путешествует с доном Хуаном по горам Мексики. Продолжая описывать своё обучение у наставника, Кастанеда рассказывает о практиках Остановки мира, Стирания Личной Истории и Сновидения.

Из книги Кастанеды

Карлос изо всех сил пытается быть скептиком и объяснить необычные вещи, происходящие с ним, с позиции рационального мышления. В итоге всё же бросает держаться за привычную картину мира и «останавливает мир».

«Сказки о Силе» (1974 г.)

Одно из самых интересных произведений мастера.

Дон Хуан обучает Карлоса входить в изменённое состояние сознания с помощью Остановки Внутреннего Диалога. Карлос узнаёт, что маги могут быть в двух местах одновременно с помощью создания двойника (Дубля). Дон Хуан также рассказывает о Тонале и Нагвале.

Обучение Карлоса подходит к концу и ему необходимо совершить самый настоящий прыжок в бездну— вместе с двумя другими учениками он должен прыгнуть с вершины горы. Сами же дон Хуан и дон Хенаро покидают этот мир навсегда.

«Второе кольцо Силы» (1977 г.)

Прыгнув со скалы в пропасть, Карлос выжил. Он возвращается в Мексику и знакомится с несколькими ученицами дона Хуана. Он открывает способность покидать собственное тело, продолжает осознавать и вспоминать многое из того, чему его учил дон Хуан.. Всё идёт к тому, чтобы Карлос взял на себя функции лидера нового отряда магов.

«Дар Орла» (1981 г.)

Карлос решается стать лидером отряда магов, но всё идёт не очень хорошо. Ученики начинают вспоминать события, которых не было в мире привычного восприятия реальности. Кастанеда ссорится со своими подопечными. В итоге выясняется, что Карлос не может быть лидером в связи с необычной структурой своего энергетического тела.

Ученики покидают Кастанеду, а сам он направляется в Лос-Анджелес.

«Огонь изнутри» (1984 г.)

Карлос переживает новый этап — происходит очередной переворот в восприятии учения дона Хуана. Сдвигая свою Точку Сборки в состояние повышенного осознания, автор продолжает вспоминать события, связанные с его обучением. Читателя знакомят с концепцией Мелких Тиранов, дающей возможность рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения.

«Сила безмолвия» (1987 г.)

Продолжения воспоминаний Карлоса, в которых дон Хуан рассказывает о своих учителях, о Намерении — главной силе во вселенной, о Сталкинге — искусстве поведения Воина в обычном мире.

“Искусство сновидения” (1995 г.)

В этой книге раскрываются методики вхождения в осознанное сновидение, путешествия с его помощью в другие миры. Описываются посещение Карлосом иных реальностей, встречи с их обитателями — неорганическими существами. В конце книги автор встречается с древним шаманом — Бросившим Вызов Смерти.

«Активная сторона бесконечности» (1995 г.)

Эта книга интересна тем, что здесь не содержит не только уже ставшие привычными беседы с доном Хуаном и магические практики, но и описание жизни и работы автора в Лос-Анджелесе — в условиях далеко не магических.

«Колесо времени» (1998 г.)

Это уже не полноценное призведение, а сборник цитат.

«Магические пассы» (1998 г.)

Здесь Кастанеда описывает систему энергетических упражнений «Тансегрити». Описывается происхождение и техника выполнения магических пассов.

Стоит также упомянуть, что помимо книг Кастанеды существуют книги его учениц, известных под псевдонимами Тайша Абеляр и Флоринда Доннер.

 

Основы учения Кастанеды

Базовые понятия учения Кастанеды

Путь Воина — способ жизнеустройства, цель которого — достижение полной свободы и бесконечного осознания. Это путь из мира навязанных убеждений, ценностей, стереотипов в мир свободы. Набор определенных жизненных установок ведёт человека, выбравшего путь магии («Воина») по жизни («Полю Битвы»). Воин, прошедший Путь, становится Человеком Знания и достигает высшей степени осознанности. Бесконечное осознание подразумевает, что человек сохраняет все приобретённые знания и продолжает себя осознавать даже тогда, когда навсегда покидает этот мир.

Герой Кастанеды

Несгибаемое Намерение — одно из ключевых качеств, которым обладает Воин и без которого невозможно достижение его цели.

«Намерение — это одна из тех сил, что существуют во вселенной. Маги призывают Намерение и оно приходит к ним. Намерение прокладывает путь к достижению цели. Это значит, что маги всегда достигают поставленных целей…»

Знание — искусство овладения Намерением, поиска полной свободы, магией.

Личная Сила — то, что позволяет Воину двигаться по своему Пути. Всё, что совершает человек, определяется уровнем его Личной Силы. Можно сказать, что это некий энергетический ресурс, который маг может собирать и накапливать различными способами.

Индульгирование — в широком смысле это то, что подменяет собой действие, адекватное моменту. (например, рефлексия, страх) Индульгирование отнимает столько же или даже больше Личной Силы, чем требуется для совершения действия.

Чувство Собственной Важности — одна из ключевых проблем, которая мешает магу достигать его цели. Кастанеда описывает ЧСВ как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости себя и своих поступков.

Контролируемая Глупость — это отрешенность от своего «я» и Чувства Собственной Важности, с ним связанного. Контролируемая Глупость позволяет Воину взаимодействовать с социумом и его представителями.

Точка Сборки — это точка, в которой формируется восприятие живого существа. Описывается как округлое пятно интенсивной светимости на тонком уровне. Сдвигая Точку Сборки, маг меняет своё восприятие (или вовсе перемещается в иною реальность) — входит в изменённое состояние сознания, в котором способен иначе совершать действия, невозможные для него в обычном состоянии.

Неделание — магическая практика, которая заключается в совершении абсурдных действий. Её цель — сдвинуть Точку Сборки.

Сталкеры и Сновидящие — типы, на которые делятся маги в зависимости от совершаемых магических практик.

Сновидящие взаимодействуют с миром с помощью практики Осознанных Сновидений. С её помощью они перемещаются между мирами, могут одновременно находится в разных местах, превращаться в животных и совершать другие невероятные вещи.

Сталкеры же взаимодействуют с реальностью с помощью Контролируемой Глупости. С точки зрения обывателя Сталкеры не совершают ничего сверхъестественного. Например, они могут очень естественно и правдоподобно играть роль совершенно другого человека, легко договариваться с людьми и вообще получать то, что им нужно, в пределах обычной повседневной реальности.

Сновидение — практика, которая известна как Осознанное Сновидение. По Кастанеде это, однако, более обширное явление. Он различает, семь Врат Сновидений, под которыми подразумевается уровень мастерства сновидящего. Под четвертыми вратами, например, понимается возможность, выходя из собственного тела, путешествовать в другие места — то есть по сути Астральные Полёты в эзотерической терминологии.

Тональ — по сути всё восприятие, которое человек может хоть каким-нибудь образом озвучить и обозначить.

Нагваль — всё, что лежит за пределами какого-либо осмысления. Всё, что находится за пределами разума и чувств. То, что невозможно назвать и обозначить.

Также понятие Нагваль Кастанеда часто употребляет в другом значении: это учитель, лидер магов (Воинов), ведущий их к постижению неизвестного.

Энергетическое тело спутник физического тела, представляющий собой призрачную конфигурацию, которая состоит из чистой энергии. Оно имеет внешний облик (отдалённо напоминающий яйцо), который могут видеть маги (с помощью, собственно, Видения), — Светящийся Кокон.

Неорганические существа — существа в виде бесформенных энергетических полей, обладающие осознанием.

Неорган

Союзники (Олли) — неорганические существа, населяющие Землю наряду с органическими, которых маги могут использовать, чтобы углубить Знания и накопить Личную Силу.

 

Чем поможет учение Кастанеды в обычной реальной жизни?

Если вы не собираетесь идти по Пути Воина ради не очень понятной цели, жертвуя своей привычной реальностью, без каких-либо гарантированных «плюшек», вам должно быть интересно, можно ли хоть что-то из учения Кастанеды использовать в своей обыденной жизни. Скажем, вы просто интересуетесь саморазвитием. Погружаться в дебри не хотите, но хотите почерпнуть какие-нибудь полезные навыки. Что ж, вот вам кое-что:

Хватит индульгировать!

Самая очевидная «полезность» учения Кастанеды. Здесь, казалось бы, всё просто: вместо того, чтобы бояться, переживать, много думать по какому-либо поводу, нужно просто брать и делать. Идти по пути, который сам выбрал, невзирая ни на что. Но по факту индульгированием занимаемся мы все постоянно. Сам Карлос в своих произведениях — просто источник бесперебойного индульгирования. Один из способов не индульгировать —

«Дон Хуан Кастанеде: «Карлос, хватит индульгировать — люди смотрят»» Шутка

Остановка Внутреннего Диалога

Внутренний диалог правильнее было бы назвать внутренним монологом. Это просто поток наших мыслей. Тема остановки непрекращающейся «говорилки» в нашей голове совсем не нова и существовала задолго до Кастанеды — преимущественно в восточных духовных учениях. Очевидно, что 90 процентов (а то и больше) всей той рефлексии, которая происходит в голове и сопровождает всю нашу жизнь, — это бесполезный мыслительный мусор, не несущий в себе никакого конструктива. Он лишь тратит энергию и отвлекает от главного. Избавление от внутреннего диалога хотя бы на время может принести спокойствие, ясность, наполненность.

Способы остановки Внутреннего Диалога, которые приводит Кастанеда, вряд ли будут мегаэффективными для новичков. Легче воспользоваться простейшими медитациями из йоги.

В любом случае ощутимый результат принесут только регулярные тренировки. А начать их можно прямо сейчас, без Кастанеды и без йоги. Просто расслабьтесь, сосредоточьтесь на своём дыхании и уделите несколько секунд, тому чтобы почувстовать тишину, избавиться от мыслей в голове. На те же несколько секунд — ведь «говорилка» тут же к вам вернётся. Но если будете делать это регулярно, помалу, спокойно, без фанатизма, эффект не заставит себя ждать.

Практика Пересмотра Личной Истории

Личная История — это всё, что вы знаете о себе и своей жизни. Учение Кастанеды предполагает её Стирание, и Пересмотр — это лишь ступень к этому. Но всё же полезность. полного Стирания Личной Истории можно поставить под сомнения. А вот Пересмотр многие психологи считают довольно полезной практикой. Что она собой представляет? Это вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни.

Причем вы не просто всё вспоминаете- вы переживаете это всё заново, воспроизводите все свои мысли и чувства, которые имели место быть во время того или иного события.

При этом вы как бы снимаете энергетический заряд со всего пережитого и возвращаете эту энергию себе. Можно представлять и проговаривать этот процесс. Имеет смысл подольше задерживаться на сильных, особенно негативных, воспоминаниях.

По завершению, если сделали всё правильно, вы получите небывалый энергетический подъем — ресурсное состояние.

Практика это длительная. Вам придется посвятить этому много часов — или, скорее, даже дней. Придется пользоваться ручкой и блокнотом, чтобы записывать все воспоминания, останавливаться на каждом поподробнее, тщательно его прорабатывать, делать перерывы и возвращаться к исходной точке.

Перед сном я сам иногда пользуюсь практикой пересмотра прошедшего дня. Я вспоминаю всё, что со мной произошло в этот день, начиная от пробуждения, заканчивая текущим моментом. Также более тщательно останавливаюсь на наиболее значимых и эмоциональных моментах. Снимаю «энергетический заряд» — для простоты я часто сопровождаю это глубоким вдохом и выдохом.

Избавиться от Чувства Собственной Важности

Чувство Собственной Важности не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и себя в этом мире, становится причиной обид и раздражения. ЧСВ сопоставимо с таким понятием как Гордыня. Хотя Кастанеда трактует его несколько шире. ЧСВ порождает слишком серьёзное отношение к своим мыслям, чувствам и вообще ко всему происходящему.

ЧСВ сопровождается беспокойством, страхом сделать что-то не так. Вообще копится огромное количество напряжения, если вы считаете что-то важным. Это напряжение связывает и не даёт действовать расслабленно, беспристрастно.

«Я спросил, означает ли это, что он никогда не действует искренне, и что его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. — Но они — не больше, чем актёрская игра.

— Но ведь тогда абсолютно всё, что ты делаешь, должно являться контролируемой глупостью, — поразился я.

-Да, так и есть, — подтвердил он».

Избавиться от ЧСВ помогает практика Контролируемой Глупости, когда вы относитесь к тому, что делаете, осознанно и легко. Точнее, вы сами выбираете как именно относиться к чему-либо. Если произошло, например, что-то плохое, вы включаете осознанность и сами выбираете, что именно хотите чувствовать и как хотите относиться к произошедшему: испытывать горе, радость или безразличие.

Постоянная практика Контролируемой Глупости позволяет относиться к жизни как к игре и тем самым жизнь сильно облегчает.

Избавиться от ЧСВ помогает регулярное спокойное осознание того, что ты смертен. Дон Хуан называет смерть лучшим советником Воина и призывает постоянно помнить о ней.

Перечисленные практики относятся к Сталкингу — по сути искусству взаимодействия с повседневной реальностью, согласно учению Кастанеды.

Осознанные сновидения

Их имеет смысл выделить отдельно. Осознанные сновидения, т. е. Сновидения, в которых вы себя полностью осознаете и способны управлять событиями, могут обогатить и сделать ярче вашу жизнь. Однако вряд ли стоит начинать с Кастанеды — новичка он может напугать и внушить немалый страх перед ОС. Если хотите ими заняться, предлагаю почитать статьи о моём опыте ОС и о техниках вхождения в ОС.

При этом Дон Хуан представляется больше в образе весёлого старика-провокатора, который постоянно смеётся над своим учеником-неумехой и строит ему всевозможные козни.

 

Итог

Несмотря на обилие интересных философских суждений и магических практик, суть учения Кастанеды вовсе не сводится ни к тому, ни к другому. Да, если вы зададитесь целью найти как можно больше мудрых мыслей, вы их найдёте. Если хотите заняться саморазвитием, техники здесь есть.

Безупречный Воин

Точно также как есть мистически откровения, приключения, забавные диалоги, хотя, повторюсь, лёгкой для чтения эту литературу можно назвать с натяжкой.

Есть расхожее высказывание, которое часто приводят йоги, желая рассказать в чём суть их учения. Они говорят, что существует Путь и существуют цветы, которые растут на этом пути. Цветы чудесной красоты, волшебно пахнут. Но они не являются целью путешествия, они лишь своеобразный «бонус» к этому путешествию. Причем далеко не всегда он присутствует.

Также и магический мир, описанный Кастанедой, с перемещениями в пространстве и между мирами, с превращениями в животных, с общением с невероятными существами — это те самые «цветы».

Все эти невероятные возможности, сверхспособности привлекают обывателя. Особенно, если его реальность — серая и обыденная. Он стремится в этот волшебный мир, порой собирая по пути всё, от чего предостерегал Кастанеда, ещё больше наращивая своё Чувство Собственной Важности, хвастаясь своими достижениями (перед собой и другими), индульгируя на каждом шагу,

По Кастанеде же, конечная цель пути — это Свобода. В том числе свобода от потребности самоутверждении, признании, утешении. Путь Воина — это всегда неизвестность и одиночество.

 

__Поделись статьёй в социальных сетях:__

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.