Саморазвитие через саморазрушение. Возможно ли?

«Самосовершенствование — это онанизм. Саморазрушение…» — «вот, что круто!» (додумывая многозначительное молчание персонажа). Это цитата из одного из моих самых любимых фильмов «Бойцовский клуб». А возможно ли саморазвитие через саморазрушение? Или это просто красивая пафосная фраза? Если мы окинем взглядом мировые течения, направленные на совершенствование личности, то увидим, что некоторые из них действительно провозглашают саморазвитие через разрушение. Но что происходит в реальности? Давайте разберёмся.

Саморазвитие через саморазрушение

Саморазвитие по Тайлеру Дердену: панки

В упомянутом мной фильме персонаж Тайлер Дерден становится предводителем группы людей, стремящихся подорвать моральные устои общества и тем самым освободить людей от цепей офисного рабства, фальшивого домашнего уюта, иллюзии безопасности. Они организовывают драки друг с другом, устраивают акции вандализма. В реальном мире философия этих киношных героев близка двум ярким субкультурам —панкам и экстремалам. Я тесно соприкасался с той и другой.

С панк-культурой я знаком, благодаря своей музыкальной деятельности. Группа «На абордаж!», лидером которой я являюсь, в начале своего существования играла панк-рок. Мы часто давали концерты в андеграундных заведениях и среди наших поклонников было немало этих самых панков. С некоторыми я общаюсь и теперь.

Если мы уберём социальную и политическую составляющую, то философия панка — жить сегодняшним днём и отрываться по полной. Впрочем, как раз без социума и политики панка представить невозможно, так как его неотъемлемое качество — это протест. Протест против всего: против моральных устоев старшего поколения, против государственной власти, против любого ограничения свободы.

Эти ребята колбасятся на рок-концертах, неистово употребляеют алкоголь, иногда участвуют в акциях и боях, подобных тем, что были показаны в том самом «Бойцовском клубе». В обычной жизни — они, как правило, разнорабочие. Хотя панк может скрываться и под костюмом офисного работника или даже кандидата наук. Чаще всего, увлечение панк-культурой проходит и человек со временем становится примерным семьянином и ответственным работником, лишь изредка уходя в отрыв в пятничный вечер или по приезду любимой панк-группы. Хотя я лично знаю одного великовозрастного панка, у которого всё довольно печально со здоровьем, но он продолжает уходить в пьяный угар и участвовать в специфических похождениях.

Всё это сильно отдаёт инфантилизмом. Это затянувшийся протест против мамы и папы, которые в детстве ограничивали свободу или относились к своему ребёнку не так, как ему хотелось бы. Этот протест перекидывается на весь мир и превращается в целую философию.

Саморазрушение в панк-культуре не ставится во главу угла. Это, скорее, сопутствующая вещь. Предполагается, что для истинного панка нет большой ценности в собственной жизни или здоровье. Всё как у адептов учения Тайлера Дердена.

Способствует ли философия панка саморазвитию? Как я вижу на примере своих знакомых — скорее, нет. Большинство наигралось и наелось этим — теперь они добропорядочные граждане. Те же, кто остались верны панк-идеологии и ведут соответствующий образ жизни, как будто крепко застряли в разудалом «детстве».

Философия панка

И с одной стороны, панки неистово стремятся к свободе (прямо здесь и сейчас), но по факту никакого видимого движения к ней нет. В эту философию может быть интересно поиграться, получить опыт и пойти дальше. А саморазвитие заключается только в одном: ты как бы срываешь планку и выходишь за границу ненавистной зоны комфорта, где можно немного похулиганить, погулять от души. Но на этом всё — это разовая акция.

Экстрим — саморазрушение для саморазвития?

Экстремалы — тоже интересные люди. Сам был в их числе — занимался парашютным спортом, парапланеризмом, роуп-джампингом (прыжками с крыш зданий с альпинисткой верёвкой), паркуром.

И скажу, что философия экстремальных видов спорта вышеупомянутой панк-иделогии, пожалуй, противоположна. Да, в основе тоже лежит стремление к свободе — точнее, к преодолению границ, к выходу за пределы возможностей.

Но саморазрушения в экстриме нет. Есть серьёзная опасность, которая даёт о себе знать через травмы или даже смерть. Но опасность — не цель, а неизбежное зло. Раздвигая границы возможностей, будь готов к тому, что эти границы дадут отпор.

А жизнь с приходом опыта в экстремальных активностях начинаешь ценить больше.

Экстрим

Ещё можно упомянуть йогов, которые, казалось бы, истязают своё физическое тело, чтобы развиться духовно. Но разрушения и здесь нет. Есть жёсткие рамки, в которые ставит себя человек. И парадокс: чем уже рамки поставил себе человек, тем свободнее он становится. «То, что не убивает, делает сильнее» — из той же серии.

Красивое, заманчивое … ничто

Пожалуй, красивая фраза из «Бойцовского клуба» — лишь красивая фраза. Саморазрушение разово может дать ощущение свободы, но в долгосрочном варианте ничего кроме деградации (и в конечном итоге — смерти) не несёт.

Неплохое тому подтверждение — люди зависимые от наркотических веществ. Многие из них преподносят вещества, разрушающие тело и сознание, как мощное средство для саморазвития. Но … вы сами знаете, что с ними происходит.

Ломать всегда легче, чем строить. И порой кажется, что стоит разрушить что-то надоевшее и гнетущее, как сразу наступит новая счастливая жизнь. Но так это не работает: если ты что-то сломал, никакое безоблачное будущее тебе не светит. Придётся выстраивать с нуля что-то новое.

Так и с саморазвитием. Это всегда работа над собой, но никак не разрушение.

__Поделись статьёй в социальных сетях:__

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.